К какому врачу обращаться, если на теле начали расти волосы?

В зависимости от причины появления волос, количества и паттерна их роста (см. шкалу для оценки нормальной волосатости), терапевт может направить вас к эндокринологу, гинеколог-эндокринологу, гинекологу или онкологу. Давайте онкологию оставим за кадром этой заметки, поскольку о предраковом гипертрихозе я мало что знаю, и поговорим о заболеваниях эндокринной системы.

Регистратура, худ. Ольга Громова, olgagromova.com
Регистратура, худ. Ольга Громова, olgagromova.com

Врач, занимающийся вопросами функционирования эндокринной системы, называется эндокринологом. В его ведении патологии щитовидной железы, надпочечников, гипоталамо-гипофизарной системы, репродуктивной системы, вопросы, связанные с диабетом, ожирением, остеопорозом, климаксом и др. Эндокринная система не является замкнутой. Огромное количество заболеваний вызвано или вызывает заболевания других систем. Иногда эти заболевания можно лечить независимо, чаще — нет. Например, анемия является предметом гематологии, но способна провоцировать или являться следствием гипотиреоза, или возьмем шире — аутоиммунные заболевания эндокринной системы завязаны на сбоях в иммунной системе, причем связь настолько тесная, что требует от врача понимание процессов, протекающих в обеих системах.

При этом врач человек, похоже, как бочка, способен вместить ограниченное количество знаний и инструкций. Поэтому эндокринологи часто специализируются еще у́же, фокусируясь на какой-то одной железе, иногда даже на какой-то одной патологии железы, но взамен изучая смежные дисциплины, имеющие значение для ее лечения.

Это приводит к ситуациям, когда вы можете попасть к непрофильному эндокринологу, который при виде вашей бороды совершенно искренне и не слишком этично поинтересуетесь, а как вы с этим живете (случай из жизни).  От такого врача лучше уходить: если он впервые увидел, что такое гирсутизм, то едва ли умеет диагностировать связанные с ним патологии.

На практике гирсутизм чаще всего приводит женщин в кресло акушерки гинеколога-эндокринолога или просто гинеколога. По статистике чаще всего гирсутизм действительно связан с патологиями в яичниках, то есть гинеколог-эндокринолог вроде бы почти профильный специалист. Увы, такие врачи (за редким исключением) сосредоточены на оплодотворении и если ваше заболевание (или наследственная особенность) не предполагает гормональной терапии или хирургического вмешательства, вы обречены выслушивать сомнительные рекомендации о фаллотерапии и скорейшем продолжении фамилии хоть какого-нибудь мужчины — лишь бы согласился. Исключения из этого правила придется искать на свой страх и риск.

Карикатура на врачей

Идеально попасть к эндокринологу общей практики, который представляет себе взаимодействие эндокринных желез, не зациклен на узких задачах, и имеет опыт работы с избытком андрогенов у женщин. Почему это важно? Следуя  протоколу исследования таких женщин, как мы с вами, поставить правильный диагноз может любой врач. Но разве этого достаточно? В юности я получила три разных неверных диагноза и ни одного объяснения, почему у меня растут волосы и можно ли что-то предпринять именно с волосами. Одна врачиня накричала, что при моих анализах волосы не растут и чтобы я пересдавала кровь, пока картина не прояснится. Другая — сослалась на гены и посоветовала лечиться коитусом, мол, иногда после рождения детей волосы регрессируют (ну-ну, если волосы выросли во время беременности, то да, а если до — то прибавьте еще гирсутизм беременных). Третья прописала черт те что и только хитро заулыбалась, когда я спросила, а что будет с волосами? Были и другие врачи, лучше этой троицы. Со временем прояснилась ситуация и с диагнозом, и с причиной роста волос, и с тем, как такие заболевания наблюдать, как к ним подходят адепты функциональной медицины и, наконец, как мне удалять волосы… Правда, о том, что конкретно с волосами я могу рассчитывать лишь на электроэпиляцию мне тоже ничего не говорили.

Учитывая это обстоятельство, слова о том, что бич современной медицины — это самолечение и нетрадиционные способы, типа ослиной мочи, заговоров и святой воды, приобретают новое звучание.

Итого, я считаю, что врачу можно доверять, если он считает вас не объектом лечения, а субъектом — то есть действующей стороной излечения. Поэтому он объясняет:

Для примера приведу несколько вопросов и возможные варианты ответа. Плохие ответы — это реальные случаи, хорошие — то, что мне бы хотелось услышать от врача, а не прочесть в Интернете.

Обновлено: сегодня в магазине, где я покупаю травы, встретила нестарую женщину. Она жаловалась на то, что советские врачи называли «вегетососудистой дистонией» и не лечили. В американских протоколах такой болезни вообще нет, а большая часть ее проявлений — это симптомы других заболеваний или синдромов, включая опасные для жизни. Однако дама предпочитала почитывать вкладыши к готовым сборам «для сердца», «для сосудов» и очень сокрушалась. Вид у нее был больной в самом буквальном смысле, но причину своих страданий она не знала, а от предложения продавца узнать диагноз и только потом прибегать к фитотерапии отмахнулась. Такое поведение или лечение по интернету — это крайности. На другой стороне этой шкалы — слепое доверие врачам лишь потому, что на них надет халат. Увы, правда, где-то посередине, и нащупывать ее придется на своей шкуре. Я считаю, что без самопросвещения по вопросам здоровья вам будет очень сложно понять, где эскулап редкий, а где членовредитель обыкновенный.

Хороших вам врачей!