Треть женщин с гирсутизмом испытывают покидают эндокринолога или гинеколога с диагнозом синдромом поликистозных яичников, или синдром Штейна–Левенталя, или функциональная яичниковая гиперандрогения. Считается, что этим заболеванием страдают 5-10% женщин репродуктивного возраста [Kelly].
Клинически СПКЯ проявляется:
- Вторичная аменорея или олигоменорея (90%)
- Гиперинсулинемия (90%)
- Поликистозные яичники в УЗИ (65-85%)
- Бесплодие и выкидыши (75%)
- Гирсутизм и алопеция (50-60%, в других источниках — свыше 90%)
- Ожирение (40%)
- Акне (40%)
- Гиперпролактинемия (25%)
- Ановуляторные циклы (15)
- Пигментация кожи (3%)
- Другие проявления: вирилизация, тревожность, повышенное артериальное давление, апноэ и пр.
Считается, что гиперандрогения при СПКЯ обусловлена инсулинорезистентностью и/или гиперинсулинемией, поскольку инсулин, как оказалось, способен регулировать функцию яичников [Cara]. Так, повышенный уровень инсулина при развитии инсулинорезистентности избыточно стимулирует продукцию андрогенов яичниками и дополнительно увеличивает концентрацию свободного тестостерона за счет уменьшения глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ). В отсутствие инсулинорезистентности возможен вариант с избыточной чувствительностью яичников к инсулину с тем же исходом [Barbieri]. В первом случае возможно даже полная ремиссия при снижении веса, тогда как эффективной схемы лечения во втором случае пока не существует.

Диагноз и дифференциация
Биохимическое исследование крови показывает, что 95% женщин с СПКЯ имеют повышенный уровень ЛГ, поэтому отношение ЛГ/ФСГ превышает нормальные (1,5-2) значения (кровь сдается на 3-5 день цикла в зависимости от того, как долго продолжаются кровотечения).
Гиперинсулинемия влияет на преждевременную блокаду роста фолликулов, приводя к хронической ановуляции у женщин с СПКЯ. Ультразвуковое исследование органов малого таза при СПКЯ показывает поликистозные изменения яичников: доминирующий фолликул отсутствует, а вместо него обнаруживаются около 10 фолликулов близких размеров (2–8 мм), а также увеличение объема яичников (более 10 см2).

Диагноз СПКЯ ставят при наличии как минимум двух из основных симптомов: бесплодие, нарушение менструального цикла и гиперандрогения. Например: сочетание гиперандрогении с признаками овариального поликистоза яичников на картине УЗИ при регулярных, но ановуляторных менструаций; или сочетание менструальной дисфункции с признаками поликистоза яичников на УЗИ, но в отсутствие гиперандрогении; или, наконец, сочетание менструальной дисфункции с гиперандрогенией, но в отсутствие явных признаков поликистоза яичников на УЗИ.
Важно не перепутать СПКЯ с болезнью Кушинга, для которой характерны похожие внешние признаки (в этом случае содержание свободного кортизола в суточной моче > 100 мкг/мл). У трети пациенток при СПКЯ обнаружено умеренное повышение уровня пролактина, однако гиперпролактинемия сама по себе имеет похожие клинические признаки (гирсутизм, аменорея и т.д.). При гиперпролактинемии, вызванной гипотиреозом, тоже возможно развитие гирсутизма, аменореи и ожирения — только не по мужскому типу, когда жир концентрируется вокруг живота, а равномерное.
Лечение СПКЯ
К инсулинорезистентному СПКЯ располагают генетические особенности и повышенный вес. Поэтому первый и главный шаг в лечении такого СПКЯ — это похудение. Способов снижения веса множество: от коррекции диеты и физических нагрузок до приема вспомогательных средств, которые, снижая инсулинорезистентность, облегчают похудение. Об этом читайте отдельный материал. После восстановления гормонального фона, рост новых волос сокращается, и можно приступать к эпиляции.
В случае повышенной чувствительности яичников к инсулину лечение связано со снижением клинических признаков. То есть лечением это назвать сложно — это пожизненная терапия хронического заболевания. Одна из таких схем предполагает забивание гиперандрогении экзогенным эстрадиолом с помощью эстроген-гестагенных препаратов или прием антиандрогенов. И у тех, и у других синтетических препаратов есть растительные аналоги со значительно меньшим числом побочных эффектов. Лечение в обоих случаях предполагает отсутствие беременности. При желании забеременеть, схема лечения включает стимуляцию овуляции, и лишние волосы в этот момент — последнее, что вас должно беспокоить.
Иногда девушкам предлагают хирургические методы лечения — первое время результаты действительно многообещающие, но, увы, процент рецидивов настолько высок, что под нож кладут только при чрезмерном росте яичников.
Косметические методы удаления волос при СПКЯ в отсутствии инсулинорезистентности работают плохо: по мере удаления одних волосков, андрогены стимулируют рост новых — и так до тех пор, пока не исчерпается весь запас фолликулов в данной области. Это очень медленный процесс, но дорогу осилит идущий. Единственный метод удаления волос — это электроэпиляция; лазерная и фотоэпиляции позиционируются как методы сокращения роста волос и имеют значительно меньшую эффективность.